Адаптация к новой логистической реальности

Развитие · 21 августа

Поделиться
6
527

1. Сильные стали сильнее и адаптируются, слабые ушли
Кризисы последних лет вычистили рынок - это первое, что заметно. Слабые игроки отпадают, те, кто выжил, стали значительно сильнее. Изменились и продолжают меняться логистические цепочки, особенно явно это стало видно во время пандемии, когда границы Китая почти полностью были закрыты. И сейчас, после событий февраля. Но рынок адаптируется. 


 

2. Растут сервисы, которые используют первую и последнюю милю
В логистике есть такие термины - “первая миля” и “последняя миля”. Первая миля - это первый этап доставки посылки от отправителя до, например, хаба. А последняя миля - заключительный этап доставки, от распределительного центра до получателя. Раньше этой частью логистической цепочки мало кто занимался: вы сами приносили посылку, которую хотите отправить, в пункт отправления. И получатель приходил в пункт выдачи заказа, что забрать посылку. И других вариантов не было. Но еще в ковидный период начали расти сервисы, которые активно используют первую и последнюю милю. Особенно в направлениях e-grocery (еда, бытовые предметы повседневного спроса) и в e-commerce. Есть все шансы, что в ближайшем будущем из всего этого 
вырастут логистические агрегаторы.

 

3. По всему миру растут сервисы доставки день в день
Во многих странах это алый океан. При чем таким образом доставляют не только покупки из интернет-магазинов, но и продукты, бытовые товары, и готовые блюда тоже. Конкуренция в фудтехе очень высокая, и скорость доставки продолжает расти: в каждой стране по-своему, но уже есть сервисы, в которых интервал от момента заказа до момента вручения - всего 15 минут. 

 

4. Вопреки всему продолжает расти e-commerce
Сейчас, в посковидное время, рост замедлился, но не остановился. Это слишком перспективное направление, чтобы даже такое потрясение, как пандемия, смогло остановить его рост. Торможение спровоцировал не сам коронавирус, а те проблемы в международной логистике, которые он вызвал. Границы закрывались, контейнеры застревали в разных точках мира, их не хватало, товары поступали медленнее и, как следствие, тарифы на перевозки шли вверх.  Доходило до того, что Amazon строил свои контейнеры в Америке - в чем-то ведь нужно доставлять грузы. Или вот еще пример. В Лос-Анджелесе закрыли порт. Грузы есть и их нужно было как-то переправлять, и весь огромный поток хлынул в авиаотрасль. Как следствие, за одну ночь цены на перевозку выросли в несколько раз. Но сейчас все более-менее стабильно. Кроме того, e-com - главный двигатель в доставке и логистике. То ли еще будет.

 

5. Зеленые технологии

Еще одно направление, которое быстро развивалось до пандемии и февраля 2022 года. Логистический бизнес использовал велосипеды, электромобили, картон вместо пластика, отходы отправлялись в переработку. Рост затормозился, но не остановился. Рынок адаптируется к новой реальности и движение в сторону озеленения технологий продолжится. 

 

6. Роботизация и масштабирование

Конечно, логистический бизнес, как и любой другой, стремится сократить расходы, особенно в такое турбулентное время. Усилились тренды на роботизацию: в процессах, где не нужен человеческий интеллект, значительно дешевле использовать роботов. Зачем нанимать двух людей и платить им зарплату, если можно нажать одну кнопку и робот будет работать беспрерывно, 24 на 7? А чем сильнее роботизация процессов, тем яснее видно эффект масштаба - чем больше твое производство, тем дешевле конечный продукт. Выгода всем очевидна, поэтому тренд будет усиливаться.


Роботы в сортировочном центре Санкт-Петербурга 
 

7. Компании расширяют бизнес в дополнение к основному

Опять же, кризис многих привел к идее: главное - выжить, адаптация к новому времени требует новых решений. Одно из них - диверсификация бизнеса, поиск новых точек, которые дадут опору. То есть зарабатывать деньги дополнительными услугами или продажей товаров, которыми раньше не занимались. Например, компании ищут способы доставлять покупки самостоятельно, если раньше не делали этого. Да, не все новые идеи приживутся, но некоторые останутся до посткризисных времен и сделают компанию сильнее.