Логистические хабы в Европе
Развитие · 21 августа

Хабы нужны, чтобы снизить затраты компании. Транспортная логистика очень простая: чем больше ты отправишь, тем дешевле тебе это обойдется. Например, стоимость доставки авиасообщением такая:
отправляешь минимальный вес 50 кг, тариф - 3,5.
- 100 кг - 3,45.
- 500 кг - 3,30.
- Тонна - 3,20.
- 5 тонн - 3.
Доходишь до 20-30 тонн - нужен целый самолет и тариф будет уже не 3, а 1,5.
И так с любым видом транспорта. Больше груза - ниже цена.
Если у компании в каждой логистической точке нет нескольких десятков тонн груза, который можно сразу отправить в точку назначения, значит выгоднее собрать груз из разных точек в одном месте, а затем отправить. Именно эту функцию выполняют хабы. Например, у нас есть сеть из 20 франчайзи по Европе, они привозят груз в Шёнек, город вблизи Франкфурта-на-Майне в Германии, где у нас консолидационный хаб. Хаб все это собирает, обрабатывает, загружает в один самолет и отправляет в точку назначения. Получается, грузы едут не маленькими порциями из разных точек и с разной стоимостью доставки, а одним общим из хаба и по более низкой цене.
Сейчас наш основной автомобильный хаб в Европе находится в Польше, в городе Белосток. Туда из Лиссабона, Аликанте, Вилье, Римини, Милана, Вантаа и других европейских городов съезжаются грузы, откуда консолидированно отправляются по графику, каждую пятницу.
Это работает и наоборот: когда точка доставки не одна, а несколько. То есть весь груз едет не в Турцию или Казахстан, а по нескольким европейским городам. Например, каждую неделю отправляется груз из Лос-Анджелеса, США. Грузопоток - около 300 кг. Он прибывает в еще один наш хаб в Стамбуле, и уже оттуда груз разъезжается по другим направлениям в Европе.
Если бы груз ехал из США по разным направлениям, было бы так:
- 70 кг, Лос-Анджелес - Милан,
- 20 кг, Лос-Анджелес - Франкфурт-на-Майне,
- 150 кг, Лос-Анджелес - Белосток и т.д.
Цена доставки была бы разной и более высокой по всем направлениям, потому что вес грузов совсем небольшой.
Когда мы используем хабы, путь груза выглядит так:
- 300 кг, Лос-Анджелес - Стамбул,
- 150 кг, Стамбул - Белосток,
- 20 кг, Стамбула - Франкфурт-на-Майне,
- 70 кг, Стамбул - Милан и т.д.
Кроме груза из Лос-Анджелеса, в Стамбульский хаб приедут другие грузы из разных стран, тоже консолидируются и поедут дальше. В общем, задача хабов - собирать в одном месте несколько небольших грузопотоков и отправлять их совместно. И наоборот: сначала доставлять до хаба одним большим грузом, а затем распределять по разным направлениям. И за счет этого снижать цену доставки.
Конечно, у нас возникают сложности, как у всех, но чем больше опыта, тем проще и быстрее мы их решаем. Опыт с франшизами в Европе у нас уже накопился, мы идем по протоптанной дорожке. Хабы мы открываем там, где у нас есть франчайзи. Они смягчают адаптацию и начало работы хаба, потому что знают рынок, знают правила и могут сориентировать. А где франчайзи нет - конечно, сложно. Например, Индия. Очень крутой рынок, но придется основательно разбираться, что и как там работает. Индия у нас в ближайших планах, и уже сейчас можно сказать, что будет непросто.
Мы идем по такому же маршруту, по которому идут другие крупные компании. Единственное отличие: другие сначала открывают филиал, затем открываются франчайзи. А мы сразу открываем франчайзи, полагаемся на их умения и опыт, которых не всегда достаточно. И в этом есть основная сложность на сегодняшний момент. Но мы учимся, делаем выводы, интересы международки все больше учитываются при разработке продуктов внутри СДЭК.